Деятельность классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая работа, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
В деятельности классного руководителя большое значение имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
А я, уважаемые коллеги, не совсем согласна с тем, что классный руководитель должен "наблюдать". Собственный опыт классного руководства говорит о том, что, если мы хотим получить результат своей работы, как классного руководителя, одного наблюдения недостаточно. С детьми нужно ВМЕСТЕ проживать всё: разные события и мероприятия; преодолевать трудности, радоваться победам, регулировать взаимоотношения; учить поддерживать и сопереживать, журить, стать с ними единым организмом. Только в этом случае может сложится коллектив, а не простой набор учащихся.